10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ НУЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДО ШКОЛЫ
1. Играть по правилам
Игра — основа обучения, мы играем всю жизнь. От
того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко
он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме
того, в игре развиваются все стороны личности. Играть — значит действовать
в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать
правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать
согласно плану и замыслу. Это живое сотворчество, которое возможно только при
условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной
компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует
упомянуть спортивные и настольные игры — развивающие и развлекательные, которые
задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать
условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до
школы, а вот недоиграть вполне.
2. Ездить на велосипеде
В основе любой высшей психической функции — будь то речь или письмо — лежит
движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем
периоде детства. Движение — та почва, от богатства и полноты которой зависит
рост древа познания. В этой связи я хочу привести высказывание философа
Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы,
которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его
здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда
находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им
по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые
плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят
испортиться: у нас будут юные учёные и старые дети». Сегодня первоклассник, не
умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в
XVIII веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить
законы развития.
3. Знать день своего рождения
Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на
скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно
о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создаёт те
самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации,
но и изучение той же математики.
4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды
Сюда же отнесём любые простые алгоритмы — готовить что-то по простой
инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить
хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и тому
подобное. Когда ребёнок действует по плану, то есть учится держать в голове
сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию,
навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении.
Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи — это уже
высший пилотаж!
5. Шнуровать ботинки
Вспомним мелкую моторику, без неё никуда. Пока ребёнка не слушаются руки, его
не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.
6. Ждать маму в банке
Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего
хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать
мультфильм — эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про
французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если
семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение
затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя — одна из
составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем.
Гуглим на эту тему «эксперимент с маршмеллоу».
7. Задавать вопросы
Вопросы дети задают чуть ли ни с рождения, вот только взрослые не всегда имеют
желание отвечать на них или учить ребёнка рассуждать и самому находить нужную
информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса.
Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии
задачу, которую можно решить — крайне важный для обучения навык.
8. Договариваться со сверстниками
Ещё один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение — это не только
про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить
компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать — именно эти качества в
нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.
9. Принимать помощь
Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений,
где ребёнок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать,
пока ребёнок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс
созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или
папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и
сама среда — то пространство, в котором проявляются лучшие качества и
способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребёнок решает
сегодня, должна быть всегда вызовом для него — сначала таким, чтобы от нас
требовалась помощь, — направить внимание, очертить границы, придать
направление. Потом просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее
ребёнок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем
отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребёнок ПОКА не может, и
отойти там, где ребёнок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности,
только в обучении. Для ребёнка должно быть естественным — приходить к взрослому
за помощью, а главное — получать её в том объёме, в котором это необходимо.
10. Верить в свои силы
Нам, родителям, следует предлагать ребёнку такие жизненные задачи, которые он
решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь
идёт о постоянном микровызове, микроусложнении. Именно это поступательное
движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию «я могу», «я
смогу». Самое трудное, пожалуй, — взрастить в ребёнке уверенность в том, что
нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время.
Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребёнка зависит в большей
степени от нас.
Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня
всё это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребёнок
познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное
слово — используйте его живой интерес для создания удивительного опыта
совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для
того, чтобы научить ребёнка всему, что описано выше, вы все равно будете
творить ту или иную среду — питательную и развивающую, отталкиваясь от задач
возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или
спорт или то же самое чтение — не так важно.